-228x228.png)
Начислять оплату за коммунальные услуги можно по показаниям
счетчика или по утвержденным нормативам потребления соответствующего региона.
Оплачивать по нормативам в большинстве случаев не выгодно, т.к.
предусматривается намного больше расход, чем фактический расход по счетчику
СГМН 1.
К сожалению, жильцам квартир или домов не всегда начисляют платежи
по показаниям ИПУ. Прежде всего, чтобы начисления были по показаниям, счетчик
должен быть исправен, а не исправном его могут признать при нарушении контрольных
пломб СГМН заглушек.
Чего можно ждать, если при поверке счетчика СГМН обнаружится повреждение пломбы?
Ответ на этот вопрос рассмотрим на нестандартном
решении суда в данных вопросах.
У одного из собственников жилья, который исправно
оплачивал коммунальные услуги по показаниям счетчиков, при проверке газового
счетчика СГМН были обнаружены признаки нарушения пластиковой пломбы заглушки
СГМН (скол) и контрольной пломбы поставщика. На основании этого контролер
составил акт, в связи с несанкционированным вмешательством в работу
измерительного прибора.
На основании п. 81 (11) Правил предоставления
коммунальных услуг № 354, газовая служба пересчитала плату за поставленный
собственнику газ по нормативу потребления, с повышающим коэффициентом 10, за
последние 3 месяца и до даты установки нового счетчика.
В составленный акт был занесен факт повреждения
пломбы заглушки и не были перечислены признаки вмешательства в измерительный
прибор, а на оборот указано, что ИПУ регистрирует показания расхода газа.
Собственник жилого помещения ссылался на то, что скол
на пломбе-заглушке завода-изготовителя никак не повлиял на корректную работу
счетчика, а контрольная пломба поставщика никаких повреждений не имела: ее снял
сам контролер в ходе проверки, чтобы осмотреть заводскую пломбу.
Суды и первой, и апелляционной, и кассационной
инстанций указали, что закон возлагает на собственника жилого помещения
обязанность поддерживать счетчик газа в исправном состоянии — а в данном случае
ответчик использовал его с нарушениями и не известил газовую службу о нарушении
контрольной пломбы.
Другими словами, одного лишь факта повреждения пломбы
оказалось достаточно, чтобы взыскать сумму доначисленной по нормативу платы за
газ с собственника дома — как это обычно и происходит при рассмотрении подобных
споров.
Но в данном случае мужчина дошла до Верховного суда
РФ — и там признали его жалобу обоснованной.
По мнению высшей инстанции, из Закона о защите прав
потребителей №2300-1 (а именно он применяется к отношениям между гражданином и
поставщиком коммунальной услуги) следует, что доказать правомерность
составления акта проверки и доначисления платы за газ должна газовая служба. А
до тех пор, пока это не доказано, действует презумпция невиновности
потребителя.
Верховный суд РФ отменил все решения, вынесенные по
этому делу, указав, что суды должны были установить следующие обстоятельства:
- действительно ли на счетчике была повреждена
какая-либо пломба,
- возможно ли повредить пломбу завода-изготовителя
при сохранности пломбы поставщика,
- как повреждение повлияло на работу ИПУ и
корректность учета объема израсходованного газа.
Таким образом, по мнению высшей инстанции, только
лишь из факта повреждения пломбы на счетчике не следует, что произошло вмешательство
в его работу. Коммунальная организация должна еще доказать, что счетчик
действительно был неисправен (ВС РФ, определение № 39-КГ22-3-К1).
Известны случаи, когда повреждение контрольных пломб
счетчика происходило в ходе его проверки. Но собственникам жилых помещений, как
правило, не удавалось это доказать.
Чтобы защититься от претензий коммунальщиков,
накануне проверки зафиксируйте вид счетчика с помощью фото- или видеосъемки, а
также используйте видеосъемку при проведении самой проверки. Закон этого не
запрещает — более того, фото- и видеоматериалы признаются в суде допустимыми
доказательствами.
22.01.2025