При поверке счетчика обнаружилось повреждение пломбы СГМН.

   Начислять оплату за коммунальные услуги можно по показаниям счетчика или по утвержденным нормативам потребления соответствующего региона.

    Оплачивать по нормативам в большинстве случаев не выгодно, т.к. предусматривается намного больше расход, чем фактический расход по счетчику СГМН 1.

    К сожалению, жильцам квартир или домов не всегда начисляют платежи по показаниям ИПУ. Прежде всего, чтобы начисления были по показаниям, счетчик должен быть исправен, а не исправном его могут признать при нарушении контрольных пломб СГМН заглушек.

Чего можно ждать, если при поверке счетчика СГМН обнаружится повреждение пломбы?

Ответ на этот вопрос рассмотрим на нестандартном решении суда в данных вопросах.

    У одного из собственников жилья, который исправно оплачивал коммунальные услуги по показаниям счетчиков, при проверке газового счетчика СГМН были обнаружены признаки нарушения пластиковой пломбы заглушки СГМН (скол) и контрольной пломбы поставщика. На основании этого контролер составил акт, в связи с несанкционированным вмешательством в работу измерительного прибора. 

    На основании п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг № 354, газовая служба пересчитала плату за поставленный собственнику газ по нормативу потребления, с повышающим коэффициентом 10, за последние 3 месяца и до даты установки нового счетчика.

    В составленный акт был занесен факт повреждения пломбы заглушки и не были перечислены признаки вмешательства в измерительный прибор, а на оборот указано, что ИПУ регистрирует показания расхода газа.

   Собственник жилого помещения ссылался на то, что скол на пломбе-заглушке завода-изготовителя никак не повлиял на корректную работу счетчика, а контрольная пломба поставщика никаких повреждений не имела: ее снял сам контролер в ходе проверки, чтобы осмотреть заводскую пломбу.

   Суды и первой, и апелляционной, и кассационной инстанций указали, что закон возлагает на собственника жилого помещения обязанность поддерживать счетчик газа в исправном состоянии — а в данном случае ответчик использовал его с нарушениями и не известил газовую службу о нарушении контрольной пломбы.

   Другими словами, одного лишь факта повреждения пломбы оказалось достаточно, чтобы взыскать сумму доначисленной по нормативу платы за газ с собственника дома — как это обычно и происходит при рассмотрении подобных споров.

Но в данном случае мужчина дошла до Верховного суда РФ — и там признали его жалобу обоснованной.

   По мнению высшей инстанции, из Закона о защите прав потребителей №2300-1 (а именно он применяется к отношениям между гражданином и поставщиком коммунальной услуги) следует, что доказать правомерность составления акта проверки и доначисления платы за газ должна газовая служба. А до тех пор, пока это не доказано, действует презумпция невиновности потребителя.

   Верховный суд РФ отменил все решения, вынесенные по этому делу, указав, что суды должны были установить следующие обстоятельства:

- действительно ли на счетчике была повреждена какая-либо пломба,

- возможно ли повредить пломбу завода-изготовителя при сохранности пломбы поставщика,

- как повреждение повлияло на работу ИПУ и корректность учета объема израсходованного газа.

   Таким образом, по мнению высшей инстанции, только лишь из факта повреждения пломбы на счетчике не следует, что произошло вмешательство в его работу. Коммунальная организация должна еще доказать, что счетчик действительно был неисправен (ВС РФ, определение № 39-КГ22-3-К1).

   Известны случаи, когда повреждение контрольных пломб счетчика происходило в ходе его проверки. Но собственникам жилых помещений, как правило, не удавалось это доказать.

   Чтобы защититься от претензий коммунальщиков, накануне проверки зафиксируйте вид счетчика с помощью фото- или видеосъемки, а также используйте видеосъемку при проведении самой проверки. Закон этого не запрещает — более того, фото- и видеоматериалы признаются в суде допустимыми доказательствами.

22.01.2025